вторник, 14 января 2014 г.

Те самые ЩИ...

                    ВМЪСТО ПРЕДИСЛОВIЯ

"Спокойствiе и счастiе домашняго очага главнымъ образомъ зависятъ отъ правильно
поставленнаго домашняго хозяйства" (из книги)

Когда-то давным-давно мне удалось на что-то выменять книгу "Образцовая кухня". Надо сказать, что я все свои книги за собой таскаю при всех перемещениях, но за двумя слежу особенно тщательно. Это - та самая "Образцовая кухня" и замечательный учебник по ветеринарии "Ветеринарное акушерство и гинекология" 1977 г., потрясающая книга, выручившая не один раз, но сейчас речь не о ней, а о первой книге.


Вот она:


Она выпущена в 1991 году издательством "Голос",  и это репринтное издание знаменитой в прошлом кулинарной книги, изданной типографией Сытина в 1892 году. С ятями, с i, с духом прежней жизни.
Долгое время эта книга была моей спутницей и наперстницей, читала я ее на ночь, обожала неизменное "Выдать:" в начале рецепта,  и даже не думала использовать собственно по назначению.
Потихоньку начала, разумеется с настоек :). Делала наливки, варила варенье, дошла до щей. Я поняла, что именно так, даже в еще более усложненном варианте, варили кислые  щи мои бабушка и мама. И - открытие! Суточные щи - это не вчерашние щи, это щи, вынесенные на сутки на мороз, замерзшие "в лёд" и после разогрева поданные на стол.

Вот. Рецепт за № 264:


Так и варила некоторое время, заменяя "чухонское" масло на то, которое имелось.
Ровно до тех пор, пока не прочитала где-то об особенностях приготовления пищи в русской печи. Задумалась :)). В русской печи - поставил и забыл, а потом вынул и подал. Невозможно там добавить этого, а через семь минут - того. Всё и сразу. Получается, первый способ, тот, что в книге- для господ ;), а второй, когда все сразу закладывается - для люда простого. Он мне
как-то ближе показался, но я его тоже усложнила... немного совсем.

МОИ ЩИ.  В горшок (кастрюлю) сразу закладываю: свинину (чуть-чуть жира быть должно непременно), квашеную капусту (примерно на треть объема), почищенный и порезанный кубиками картофель (он в такой кислой среде варится долго, если положить как обычно - останется сырым), луковицу большую и крепкую, чуть-чуть соли, я варю густые щи - "чтобы ложка стояла" - заливаю водой, довожу до кипения, снимаю пену, солю и забываю про щи на 2-2,5 часа.
По прошествии оных - вынимаю и выкидываю луковицу, она своё дело сделала, от косточек/ребрышек/свинины отламываю небольшой кусочек жира и растираю с ним 2-3 дольки чеснока, а в остуженном бульоне (0,5 стакана) размешиваю небольшое количество муки, заранее обжаренной до темно-золотистого цвета на сухой сковороде. Выкладываю в щи сначала жир с чесноком, довожу до кипения и вливаю тонкой струйкой муку в бульоне, непрерывно помешивая. В принципе вполне съедобно и даже вкусно и без объектов "усложнения": жира с чесноком и обжаренной муки. Но с ними круче! А как остынут - на мороз! Собственно, всё. Желаю... И да - это всё на плите, не в печи ;)))))

Со Старым Новым Годом всех! Счастья и здоровья!

4 комментария:

  1. Лена, спасибо большое!!! Свинина в морозильнике должна быть, вопрос в капусте квашенной. Сама не делаю, хранить негде. Не знаю подойдёт ли магазинная, сомневаюсь, что она квашением делается, подозреваю химию и уксус. Но надо взглянуть. "Чтоб ложка стояла"-это моя проблема постоянно :) Ну не умею я по-другому. И в супах стоит. Наверно никогда не сумею лёгкий супчик сварить :)) И варю всегда всё долго.
    А русскую печь в современной кухне может заменить мультиварка. Вот там всё закинул- и забыл. Но сначала испробую на плите :)
    Ирина. Traviata.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста, Ирина ;)))
      Наверное, может, я не знаю, не пользуюсь мультиваркой :), а вот моя подруга считает, что ничто русскую печь заменить не может. Она в ней и хлеб печет.
      Интересно, понравятся ли Вам щи?

      Удалить
  2. Отчитываюсь :) Щи-просто отпад! Понравились всем! Съели подчистую. Давно такого не было:) Но природа всё ж подвела, мороза настоящего не было, на балконе щи хоть и держала, но вот не замерзали. Не знаю сильно ли повлияло это на вкус или нет :) Лена, ещё раз большое спасибо за рецепт!
    Ирина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну и отлично, я очень рада! А если получится заморозить-разморозить, еще вкуснее будет :)))

      Удалить