суббота, 30 августа 2014 г.

Дулёво... да, Дулёво-Ликино!

     На днях, спеша под моросящим дождем по важному делу, не терпящему отлагательств :))), мне довелось пересечь Московскую область с юга на восток. Путь лежал прямо через Ликино-Дулёво. И тут меня, если воспользоваться журналистским штампом, захлестнули воспоминания :). Несмотря на "некогда", только завидев вдалеке вывеску магазина фарфорового завода, ринулась туда. Я оказалась совсем одна в торговом зале, я и две дамы-продавщицы. По правде, я оторопела. Потом уже, проехав дальше,  я увидела другой магазин, прямо под вывеской завода, там, наверное, люди толпились, а здесь я была совсем одна. Чего я хотела? Купить что-то просто на память? Убедиться, что все осталось по-прежнему, на месте, посуда бьётся - выпускается новая. Я ходила вдоль прилавков и совсем не понимала, чего же я ищу? Времени в обрез - схватила две декоративные тарелки себе и Лене, две кружки с довольно изящным рисунком и белую без рисунка сахарницу старого фасона, повертела в руках молочник нежнейшего цвета само без носика... поставила почему-то обратно. Расплатилась, ушла. И радостно, и грустно сделалось - двадцать лет не была, а узнала то, что могла. Но не увидела я, не купила того, чего так хотелось... хотелось "жутких розочек", тех розанов, которые казались очень наивными и смешными в юности, и которых так хочется теперь. С большущим трудом среди котиков,  гербов и портретов каких-то дам выбрала-таки розочки. Ничего, красивые, но скорее они фламандские, а не дулёвские. Не модны опять розаны, как и тогда, во времена моей юности. Тогда хотелось людям богатых сервизов "под Мадонну",  и сейчас, тоже, наверное, чего-то ультрамодного и одновременно чтобы "под старину" народу хочется, а мне розаны подавай :)))
Ну ладно, на память останется такая красота, купила, какие-никакие, а розочки же!




С Русскими сезонами 18, авт. Н.Белокур



А с Ликино-Дулёво у меня много связано...

Так получилось, что после всех перипетий, которые сопутствовали жизни в 30-е годы, семья моего отца оказалась в Куровском (я почему-то помню название в женском роде - Куровская). Оттуда распространилась до Орехово-Зуева и Ликино-Дулёва. Многочисленная родня. И вот, старшие сестры отца, Анна и Ксения, поселились в Ликино-Дулёво. Одна - на одном краю - в Дулёво, другая - на противоположном - в Ликино. С мужьями и детьми, конечно. Соответственно, часть семьи на Дулевском фарфоровом заводе работала, часть - на Ликинском автобусном заводе :))). А собирались родственники очень часто у тетки Анны, или Нюры, которую очень любил мой отец. И нас с братом родители всегда брали с собой на все праздники, свадьбы и встречи Нового года. Наверное, собирались у неё, потому что она жила не в квартире, а в частном доме, и была очень гостеприимная и щедрая. До сих пор помню ее компоты в трехлитровых банках, густые и сладкие. И варенье! Яблочное! Так больше никто не варил. Ломтики яблок были золотистые и прозрачные и плавали в густом и тоже прозрачном сиропе. Ей все привозили сахар, а яблоки были у нее свои, из сада, и она варила всем варенье... самое вкусное на свете простое яблочное варенье. Так вот. И сама она, и муж ее, и дочери со своими мужьями -все с Фарфорового. Дядя был живописцем, так они назывались, не художниками. И сколько себя помню, посуда, тарелки и статуэтки всегда и по всяким поводам. Дарились, дарились... и бились. Но многое уцелело :)

                                               фрагменты ;) столового сервиза "Сирень"


чашки от чайного сервиза, подаренного моим родителям на свадьбу в 1958 году, все чашки с блюдцами целы, есть сухарница, остальное разбилось на моей памяти, на чашках дата -1957 год :)



чайный сервиз "Золотой олень", он цел - из него так никто и не пил, стоял - украшал собой всё вокруг :)



Вот как раз над ним и над чайником на 4,5 л я веселилась больше всего. Столько золота мне казалось чрезмерным и лишним! А в этом ведь стиль - в бесхитростности рисунка и в чистых красках. "На дулевских тарелках, чашках, блюдах, на чайниках цветы цветут "несказанные", птицы порхают "незнаемы", звери таятся "невиданные" (это кто-то написал, не я, к сожалению).

Как же мне нравилось в детстве рассматривать статуэтки на этажерке в комнате тети. Там была Хозяйка Медной горы, какие-то танцоры, Девушка с малахитовой шкатулкой... много чего! Ооооо! Девочкой-то любила, а в юности фыркала, мне казалось все это верхом безвкусия... глупая!
Это же Дулёво, здесь именно такой вкус и воспевался, искренний и незатейливый по-своему, но это я позже поняла только. Хорошо, что вообще поняла... и всё сохранила.

                                                      Сказочно всё...





Когда я в детстве спрашивала дядьку - почему Дулёво? Он говорил, что здешние мужики издревле лучше всех дулю из пальцев делали и всем её показывали :)))))
    

История Ликино-Дулево как города насчитывает всего 70 лет - время жизни одного поколения. Однако за эти годы, соединив в себе две небольшие деревни Ликино и Дулево Покровского уезда Кудыкинской волости  (да, да! Кудыкина гора - не выдумка!)  Владимирской губернии, он превратился в город. А когда-то...


В общем, как я понимаю, самые успешные предприниматели в России в те далекие годы были выходцами из старообрядческих семей. Из крепких крестьян - в зажиточные - затем купцами становились - затем деньги в производство вкладывали. И Дулевский завод был основан Терентием Яковлевичем Кузнецовым, выходцем из гжельских крестьян, то есть гончарное дело знали. Место было подходящее: глина нужная белая, торф для обжиговых печей, да и крестьяне в качестве рабочих рук тоже. С земли в тех местах, как я понимаю, не очень прокормишься, не "рожает", поэтому - или отхожий промысел, или ремесло. И в 1832 году Дулёвский фарфоровый заработал. Идея была создать фарфор для массового потребления и уже через 20 лет завод стал крупнейшим. Тут уже стали сортировать посуду, внедряли, как сейчас бы сказали, новейшие технологии. Как пишут, " фарфор Дулевского завода отличался благородной простотой — ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись — более яркая и броская". Как мне кажется, что и на трактиры был расчет. Тут и возникают эти розаны, как стиль, как отличительная особенность Дулёва и его изюминка, а может быть, и душа. Розаны пышные, круглые, выписанные большими мазками, лепестки круглые, а серединка непрорисованная, это и есть агашки. По одной версии, живописали мастерицы из деревень соседних, женщины с распространенным именем Агафья, отсюда - агашки. Они напоминают гжельские розаны, правильно, корни-то там, но там синий кобальт, а в дулевском фарфоре ослепительно белый с равномерной глазурью, позолота и розаны розово-малиновые. Вот такие:
                                                 
                                                              агашки


     
Дело у Кузнецовых пошло, дальше подключились сыновья,  Матвей Кузнецов создал  Товарищество фарфоровых производств в России. Цеха завода были оснащены новым оборудованием из Франции. Кузнецовы стали монополистами. В 1902 году М.С. Кузнецов был включен в почетный список поставщиков императорского двора. Потом революция, национализация... но и при советской власти завод успешно работал и Дулёвский фарфор славился. Вот здесь интересно про  Клейма, я видела только последние два. Никогда не задумывалась, птичка и птичка, скорее, голубь. Ан нет - сокол! Это скульптура А. Г. Сотникова "Сокол", получившая медаль "Гран-при" в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе, она стала  символом, а ее графическое изображение - торговой маркой предприятия.
     А потом, в начале 90-х,  стало хуже... Я помню, мы, приезжая в Дулёво и долго простаивая на железнодорожном переезде, видели людей, продающих между машинами сервизы и другую посуду в коробках. Видимо, как и везде в то время, зарплата им выдавалась натурой. И двадцать лет я там не была, старики все ушли, а молодые разъехались... Поэтому мне было особенно приятно увидеть то, что я увидела. Немного грустно, но все-таки приятно. Завод, если не процветает, то уж точно, не загибается, дома на улицах красивые, Храм в строительных лесах, чисто, зелено... магазины продают фарфор!

И теперь моя задача - съездить туда еще раз! Набить полные карманы ассигнациями и накупить себе сервизов и чайников с агашками. Они там есть, я нашла на их сайте. Вот такие там чайные сервизы: слева - "Свадебный", справа сверху - "Бал цветов", справа снизу - "Розовая птица".



Ведь агашки для Дулёвского фарфора, это как родаминовые розы для павловопосадских платков. Можно иметь фарфор в античном стиле или в стиле модерн (у них все это тоже имеется), можно иметь шали с изысканными орнаментами или с современными прекрасными рисунками, но агашки и родаминовые розы быть должны пренепременно... мне так кажется ;)))))

8 комментариев:

  1. Елена, спасибо за душевный и обстоятельный рассказ! :)
    у моей мамы есть такой сервиз, как на нижней картинке слева. кажется он называется Свадебный :). маме подарила его "ученица", когда уезжала в Германию, в начале 90х. моя мама готовила ее к собеседованию в посольстве, несколько месяцев :). мне так нравилось пить чай из этого сервиза, его тонкость и невесомость!
    ну и конечно купила здесь себе чайную пару из этого сервиза, в русском книжном интернет-магазине :))). в дулевском фарфоре тоже ценю именно традиционные агашки или русские мотивы :).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вам, Ирина, спасибо, рада, что интересно :)
      Да, слева "Свадебный", надо бы подписать.
      А мне все они очень нравятся, розаны пузатые, как снегири!
      Люблю, много чашек имею, а пью все равно на бегу из бокалов... правда жизни :(, надо резко меняться. К лучшему, к правильному :))))

      Удалить
  2. забыла написать, что очень понравилось как точно подобрали шали во всех фото! :))) красиво!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо :)))
      Интуитивно как-то. В разное время фотографировала и уже не помню, о чем думала тогда ;)

      Удалить
  3. В заводском магазине тоже не людно.
    Но в этом, по слухам, ассортимент побогаче.
    А завод новое оборудование купил. Печи новые большие...
    Особенно зацепил Посадский с свадебными чашками.
    Как вместе делали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ох, это да, ассортименУ много, глаза разбежались.
      Вот и хорошо, у них новые инвесторы, пусть всё получится.
      Посадский с чашками... жалко, что разбили чайник и сахарницу, сейчас нет такого рисунка по-моему. И фасона тоже вроде бы нет такого, надо посмотреть.
      Мне тааак нравятся эти слова: разделка, фасон - когда про фарфоровую посуду :))

      Удалить
  4. Елена хорошо Вы связали два два декоративно-прикладных промысла , как заправский искусствовед))) мне захотелось всего и сразу и чтобы агашки на родаминовых розах)))) шучу, но "Розовая птица" очень понравилась. Все сейчас носятся с французским провансом как с писанной торбой, а ведь по сути агашки дулевские это тоже прованс, но русский, паравильно?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наташа, это всё из детства!
      Дулёвская посуда, как я понимаю, и делалась для народа. Самый наш прованс и есть, если простоту и естественность считать главными характеристиками стиля прованс. Императорский фарфоровый (ЛФЗ который стал потом) выпускал изделия для двора и знати, а Дулёвский, как сейчас бы сказали, рассчитывал на массового покупателя :)))
      Розовая птица хороша, но куплю такой, где внутри чашки чисто-бело, не люблю пить чай, когда рисунок внутри... почему-то.

      Удалить