четверг, 15 мая 2014 г.

"Сватовство майора"

     Наблюдая за котами, за всеми их свадьбами-женитьбами, мысленно перебирала крутящиеся в голове названия: Женитьба Бальзаминова, Женитьба Фигаро, Сватовство гусара, Свадьба Кречинского, Сватовство майора...
     О! Всё так или иначе помню, а вот "Сватовство майора" живописца Павла Федотова - смутно. Девушку, убегающую в стремительном порыве, помню, а что вокруг в деталях - не помню. И, главное - не получается восстановить мысленно место "стояния/сидения" самого майора ;). Полезла искать и набрела на фантастически интересную статью Павла Синичкина  "Майор на фейсконтроле",  опубликованную в журнале "Вокруг света" в июле 2013 года.

" Первый показ картины «Сватовство майора» был похож на comedy club.
 Публика смеялась от души. «Вокруг света» объясняет шутки живописца ".

     Эта фраза сразу меня заинтриговала. Я скопировала сюда иллюстрацию и часть текста. Где-то прочитала, что нельзя полностью копировать - нарушение авторских прав. Точно ли это так, нет ли... от греха подальше, скопирую не полностью ;), потому что интернет у всех разный, бывает, что каждый переход на другую страницу бьёт по трафику. А конец можно дочитать по ссылке, ну очень показалось интересным, я такое люблю. Кроме прочего, автор заметки ссылается на Раису Кирсанову, а это уважаемое имя - она читает лекции по истории костюма и сценическому этикету. Доктор искусствоведения, профессор. Меня заинтересовала ее книга "Ленты, кружева, ботинки..." Надо бы ее найти.

Так вот - к картине "Сватовство майора" и к тому, к какой реакции публики привел ее показ :)))


 
1. НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.
2. СВЕТИЛЬНИКИ. На картине можно увидеть люстру, две жирандоли и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.
3 МАЙОР. Женитьбой тот решил поправить свое материальное положение. По мнению искусствоведа Ольги Киреевой, скорее всего, герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.
4. СВАХА. На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки.
5. КУПЕЧЕСКАЯ ДОЧКА. Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня». Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку.
6. ПЛАТОК. Неуместная деталь женского гардероба. По словам Раисы Кирсановой, к бальному платью полагался не платочек, а веер: купцы плохо разбирались в дворянском этикете.
7. КУПЕЦ впопыхах застегивает сюртук: нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались  на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.
8. КУПЧИХА одета в дворянское платье, но на голове у нее тоже простонародный платок вместо полагающегося чепца. Она удерживает дочь за платье.
9. КОМНАТА. Создается впечатление, говорит Ольга Киреева, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».
10. КУХАРКА вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.
11. СКАТЕРТЬ. По словам Раисы Кирсановой, «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».
12. СИДЕЛЕЦ несет вино. Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.
13. ПРИЖИВАЛКА — неотъемлемый персонаж в купеческих домах. Она не может понять, в чем причина суеты, и пытается все выведать у сидельца, который посвящен в хозяйские дела, как пояснял Федотов в журнале «Москвитянин».
14. КАРТИНЫ. Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.

Остальное можно дочитать  ЗДЕСЬ.

И просто так... отдельным бонусом то, что захотелось перефотографировать еще зимой.

"Медальоны алые,  стул и куст спиреи" 



Автор рисунка  Е.И.Штыхин, рис. 50-х годов. Лето... (почти лето)




"ведь они этого достойны" ;))))



6 комментариев:

  1. Елена, спасибо за интересную и забавную информацию :).
    мне, как человеку незнакомому с дворянским и купеческим бытом, картина представлялась совсем по другому :). возможно еще потому, что я ее видела в 10 лет в Третьяковке :))) и подумала, что девушку насильно выдают замуж (бесправное положение женщины и прочее, что еще мог подумать пионер :) ).
    интересно, что не зная деталей, через пару веков мы не видим несуразностей в костюме, комизма ситуации и вообще все можно понять превратно :))).
    а Медальоны шикарны!
    красивые фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я сама всегда думала, что она не хочет замуж, не любит и против...
      И еще подумала, что вот про середину прошлого века многого не знаем и не понимаем, что же тогда говорить о более ранних временах - как жили, что ели, если в деталях?
      Одно радует, через сто лет и наших несуразностей никто не поймёт, а шуток не оценит ;)))
      Спасибо! Хотелось успеть перед грозой, боялась, что куст потеряет красоту, когда намокнет :)

      Удалить
  2. Какие далеко идущие последствия визитов "котоженихов"!!! Пусть почаще приходят..А если серьезно-очень интересно и познавательно было почитать.Елена,спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот ведь, Татьяна, точно как сформулировали :), начинаешь думать и уже не остановить... и к чему в конце эти размышления приведут, тоже никогда не ясно, иногда к хорошему ;)))
      Рада, что Вам было интересно.

      Удалить
  3. Орфографию поправить бы - женитьба, а женидьбы не бывает.
    Читатель

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, переклинило, сейчас поправлю. Представляю, как Вам было больно читать такое.

      Удалить